Что такое короткий рассказ в литературе

Что такое короткий рассказ Что такое короткий рассказ Короткий рассказ - это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством персонажей и небольшой продолжительностью изображаемых событий. Или согласно "Литературному энциклопедическому словарю" В. Кожевникова и П. Николаева: "Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшой объем изображаемых явлений жизни, а следовательно, и объем текста, прозаическое произведение".

Белинский уже отличал рассказ и очерк как малые жанры прозы от романа и повести как более крупных. Во второй половине XIX века, когда очерк получил самое широкое развитие в русской демократической литературе, существовало мнение, что этот жанр всегда документален, а рассказ создается на основе творческого воображения.

Другое мнение гласит, что рассказ отличается от очерка конфликтным характером сюжета, а очерк - произведение преимущественно описательного характера. Существует еще один вид небольшого прозаического произведения - новелла. В переводе с итальянского новелла означает "новость".

Это малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с новеллой, но отличающийся от нее острым, центростремительным сюжетом, часто парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгости. Поэтизируя событие, новелла делает ядро сюжета - центральную перипетию - максимально прозрачным и сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от новеллы, жанра новой литературы на рубеже XVIII и XIX веков.

Новеллистический сюжет, построенный на резкой антитезе и метаморфозе, на внезапном превращении одной ситуации в другую, прямо противоположную ей, распространен во многих фольклорных жанрах сказка, басня, средневековый анекдот, небылица, шванк. Литературная новелла появляется в эпоху Возрождения в Италии, ярчайший пример "Декамерон" Боккаччо, а затем в Англии, Франции, Испании. Впоследствии новелла в своей эволюции отталкивается от смежных жанров рассказа, новеллы и т.д., изображая необыкновенные, порой парадоксальные и сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-исторической и психологической детерминации.

Расцвет короткого рассказа в эпоху романтизма Л. Тика, Г. фон Клейста, Э. Гофмана, П. Мериме, Э. По, раннего Гоголя вобрал в себя культ трагиронической игры случая, разрушающей ткань повседневной жизни. В конце XIX - начале XX вв.

Генри, Л. Пиранделло, С. Цвейг, Акутагава Рюноскэ, А. Чехов, И. Бунин и многие другие. Для зарубежных рассказов этого времени характерны гротескное заострение характеров, изощренная и рациональная композиция при иррациональном содержании, экспериментальное усложнение формы Борхес, Кортасар и др. В советской литературе жанр короткого рассказа, продуктивный в х гг.

Бабель, Иванов, Зощенко, Каверин, и изображавший резкие метаморфозы и лицевую остроту послереволюционной действительности, впоследствии был вытеснен жанром короткого рассказа.

Сейчас о миниатюре. Этот жанр очень сложно классифицировать. Кто-то считает его стихотворением в прозе, кто-то - рассказом, кто-то пишет, что это просто малая жанровая форма... Миниатюры И. Анненского, В. Гаршина, М. Горького, С. Странника, В. Короленко, И. Бунина, А. Куприна - отражение процессов, происходящих в литературе рубежа веков: разрушение традиционных жанровых рамок, интеграция и дифференциация жанровых структур, создание новых, в определенном смысле, жанровых форм, среди которых и миниатюра.

Этот жанр напрямую связан с незавершенностью, фрагментарностью и мозаичностью жизни на рубеже веков. В наши дни жанр миниатюры переживает возрождение. Ускоряющийся темп жизни, отсутствие времени на чтение книг, рекламные блоки, создающие краткие сюжеты, - все это и многое другое диктует краткость форм произведения.

Ускоряющийся темп жизни, отсутствие времени на чтение книг, рекламные блоки, создающие краткие сюжеты, - все это и многое другое диктует краткость произведения.

Быстро сменяющиеся картинки - суть современной жизни. Родоначальником жанра лирико-философских миниатюр ряд ученых считает И.С. Тургенева с его "Стихотворениями в прозе". Сахаров совершенно справедливо возражает против этого утверждения, считая, что "краткость тургеневских миниатюр напрямую зависит от избранной им формы", то есть лирико-философские миниатюры Тургенева служат образцом жанра лирико-философской миниатюры.

Сахаров считает "короткий рассказ" Бунина "коротким", но это не механически сокращенный "большой" рассказ. Характерными чертами "короткого" рассказа следует считать совершенно неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т.д. Это утверждение кажется нам очень убедительным: следует различать жанр "стихотворение в прозе" как лирический жанр и жанр короткого рассказа как эпический жанр.

Если в лирической миниатюре жанрообразующим фактором является авторское чувство, мысль, переживание и т.д. И здесь мы имеем следующий комментарий: "хронотоп миниатюры проявляет тенденцию к сжатию, к сокращению до одного мгновения, до масштабов точки, а это значит, что в идеале время и пространство внутреннего мира миниатюры становятся неопределенными, нефиксированными и универсальными".

Другими жанрообразующими особенностями миниатюры являются ее сверхмалый объем и детализация: "В прозе начала XX века символика сцен и деталей неизмеримо возросла и стала проникать в малые жанры, становясь одним из ведущих поэтических приемов. Одним из стимулов развития жанра миниатюры стал, как отмечал В. Келдыш.

Кельдыш, тяготение к "более обобщенному и концентрированному изображению действительности". Таким образом, русская миниатюра на рубеже веков шла как по лирическому, так и по эпическому пути. Лирическое направление от "Стихотворений в прозе" продолжили В. Гаршин, цикл И. Анненского "Автопсия", Короленко; эпическое направление от "Стихотворений в прозе" - В. Короленко; эпическое - И. Бунин, А. Последний продолжил его в эмиграции "Короткими рассказами" И. Бунина и "Рассказами по каплям" А. Куприна; к жанру миниатюр обращался неоднократно: притча "Искусство", сказки "О конституции" и "О Думе", "Маленькие рассказы" и "Рассказы по каплям" в конце х годов.

Последние образуют циклы, которые в куприноведении практически не изучены. Жанр миниатюры - своеобразный показатель мастерства, ибо выбор этого жанра свидетельствует о стремлении, желании, умении писателя насытить предельно малый объем значительным содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается, уплотняется. Анализируя художественное пространство миниатюры, Д.

Д.

Пытаясь заключить модель своего мира в тесные рамки миниатюры, писатель сталкивается с неразрешимым противоречием - кризисом содержания и формы. Отдавая дань миниатюризации формы, писатель рискует свести богатство индивидуального, личного к универсальному, неиндивидуальному; мир образов - к системе символов, миниатюру - к притче. Отдаваясь содержанию, писатель должен либо расширить миниатюру, разрушив ее как жанр, либо создать цикл миниатюр, парадоксальное и уникальное жанровое образование, позволяющее выразить целостность мировоззрения при сохранении формы, иногда чисто внешней.

Возвратимся, однако, к истории. Для того чтобы понять, о чем идет речь, попытаемся выявить некоторые присущие ей закономерности. Единство времени. Время действия в рассказе ограничено. Не обязательно одним днем, как у классиков. Тем не менее, истории, сюжет которых охватывает всю жизнь персонажа, встречаются нечасто. Еще реже встречаются истории, в которых действие длится столетиями. Временное единство обусловлено и тесно связано с другим - единством действия.

Даже если рассказ охватывает значительный период, он все равно посвящен развитию одного действия, точнее, одного конфликта, кажется, все ученые-поэтики отмечали близость рассказа к драме. Единство действия связано с единством событий. Как писал Борис Томашевский, "рассказ обычно имеет простой сюжет, с одной сюжетной нитью Простота построения сюжета нисколько не связана со сложностью и запутанностью отдельных ситуаций, с короткой цепью чередующихся ситуаций или, скорее, с одной центральной чередой ситуаций".

Иными словами, сюжет либо ограничивается описанием одного события, либо одно или два события становятся в нем центральными, кульминационными, судьбоносными. Отсюда единство места. Действие рассказа происходит в одном месте или в строго ограниченном числе мест. В двух или трех, можно еще, в пяти - вряд ли, они могут быть только упомянуты автором. Единство характеров. В пространстве рассказа, как правило, есть один главный герой.

Иногда их бывает два. И очень редко - несколько. То есть второстепенных персонажей в принципе может быть довольно много, но они чисто функциональны.

Главный герой - это главный герой. <Задача второстепенных персонажей в сюжете - создавать фон, помогать или мешать главному герою. Не более того. Так или иначе, все перечисленные единства сводятся к одному: единству центра. История не может существовать без какого-то центрального, определяющего признака, который бы "стягивал" все остальные.

То есть, история не может существовать без какого-то центрального, определяющего признака, который бы "стягивал" все остальные.

Навигация

thoughts on “Что такое короткий рассказ в литературе ”

  1. Путешествовал в Интернете и попал сюда. Какое замечательное изобретение человечества. При помощи сети общаешься, изучаешь, читаешь… Вот и с вами познакомился.

    Ответить

Leave a Comment