Формирование навыков в начальной школе

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия Коммуникативные Использование языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разных типов. Связь универсальных учебных действий с предметным содержанием определяется следующими утверждениями: УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимозависимые виды действий: коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность, познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблем, личностные - определяющие мотивационную направленность, регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование СКИ - это целенаправленный, системный процесс, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Стандарты СКИ определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Схема работы по формированию каждого вида конкретного IQ указывается в тематическом планировании и технологических картах. Способы учета уровня их сформированности указаны в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью раздела Универсального интегрированного портфолио "Система оценки достижения планируемых образовательных результатов". который представляет собой процессуальный способ оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий. Результаты обучения формулируются для каждого класса и являются ориентиром для контроля их достижения. <1> В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников "Школа России" направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы: 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и российскую историю, осознание своей этнической и национальной идентичности, формирование ценности многонационального россиянина

Для достижения этих личностных результатов в систему учебников включены соответствующие разделы и темы, тексты, упражнения, задания и цели, разнообразные по форме и содержанию, добавленные в учебники "Школа России" для 1-4 классов.

В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России - гербом и флагом, а во 2 классе на уроках музыки заучивают Государственный гимн России и продолжают знакомство с государственными символами государства. В курсе "Литературное чтение" есть такие разделы: "Устное народное творчество", "Летописи, былины, жития", "Родной край", "Люблю природу русскую", "Поэтическая тетрадь", "Природа и мы", "Из русской классической литературы", "Литература зарубежных стран" и др.

Литература зарубежных стран.

Система таких заданий позволяет учащимся осознать себя гражданами страны, сформировать общечеловеческую идентичность. В курсе "Русский язык" представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках земли русской, о сохранении мира в своей стране и во всем мире.

Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашей Родины, памятниками и их создателями, русскими мастерами, изготовившими Царь-пушку и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др. В связи с этим мы даем тексты , , , -Микитова и др. Учащиеся сочиняют тексты и рассказы о родном крае - области, городе, селе, о его достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

В курсе "Математика" - в сюжетах текстовых задач, например, в 3-м и 4-м классах. В курсе "Музыка" произведения национального музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры, широко используется принцип диалога культур. Он предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой разных национальностей путем сравнения и выявления общности жизненного содержания, нравственных и эстетических проблем, различий в стилях, музыкальном языке, творческом почерке представителей разных эпох и культур.

В курсе изобразительного искусства эти результаты достигаются через содержание конкретных заданий и сквозной принцип подачи учебного материала, основанный на идее "от родного порога в мир великой культуры".

В курсах иностранного языка английского, французского, испанского и немецкого языков для этого предлагаются тексты и диалоги о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемых стран. Начиная со 2 класса, содержание текстов, заданий и упражнений направлено на развитие идеи диалога между культурами России и изучаемых стран. Учащиеся знакомятся с увлекательными материалами об этих странах и их столицах: Мадриде, Париже, Берлине, Вашингтоне; о России и ее столице Москве; о русских музеях Испании, Франции, Германии, Англии, США; о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран.

В курсе "Основы религиозных культур и светской этики" каждый учебник содержит уроки, общие для всех шести модулей: Урок 1: "Россия - наша Родина" и Урок 30: "Любовь и уважение к Родине". Тема Родины, России, любви и уважения к Отечеству, единства различных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и заканчивается ею.

Также в содержании каждого учебника эта тема систематически представлена иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебное содержание которых раскрывается на материале отечественной истории. Кроме того, в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия "мы - русский народ", "мы разные и мы вместе". Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрывается как содержание традиций народов России.

Таким образом, у учащихся формируется целостный образ культурно-исторического мира России. В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников "Школа России" направлены на достижение следующих метапредметных результатов обучения по основной образовательной программе: овладение умением принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способы их реализации. В учебниках русского языка, математики, окружающего мира и литературного чтения кл.

В учебниках русского языка, математики, окружающего мира и литературного чтения кл.

В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает учащимся увидеть перспективу работы над темой и соотнести конкретные цели каждого урока с конечным результатом его изучения. Постановка учебной цели, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся знаний и побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они "открывают" в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.

Такая система построения материала учебника постепенно развивает умение сначала понимать и принимать познавательную цель, удерживать ее при выполнении учебных действий, а затем самостоятельно формулировать учебную задачу, строить план действий для ее последующего решения. Умение принимать и удерживать задачу учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, представленных в материале каждого урока.

Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики "Проверь себя", содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель, ее конкретизация в начале каждого урока или раздела, реализация задач, поставленных в содержании урока раздела, творческие проверочные задания способствуют формированию у младшего школьника регулятивных ЗУН.

Овладение способами решения задач творческого и исследовательского характера. Формирование и освоение этих способов и приемов действий основывается на разработанной в учебниках системе творческих и исследовательских заданий, направленных на развитие познавательных ИТС и творческих способностей учащихся. В учебниках "Школа России" в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задания или создаются проблемные ситуации.

В курсе "Русский язык" одним из методов решения учебных задач является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой "Проведи эксперимент". Проводя эксперимент, дети, например, узнают, как можно выделить слоги в слове, основу слова, убедиться, что нет слов без корня, определить, какие глаголы спрягаются, а какие нет. Учащиеся участвуют в поиске ответа, выдвигают предположения, обсуждают их, находят необходимую информацию с помощью учебника, делают выводы и таким образом овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также через работу над учебными проектами и проектными заданиями, которые включены в каждом классе в предметные линии учебников "Школа России". В курсе "Математика" освоение указанных способов основывается на серии заданий творческого и поискового характера, представленных в учебниках 1-4 классов, например, предлагающих: продолжить ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и т.д.

В учебниках предлагаются "странички для любознательных" с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавлены странички "Готовимся к олимпиаде", задания конкурса "Экономные". С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, проводить классификацию объектов, рассуждать, делать обобщения и т.д. Все это формирует умение решать задачи творческого и исследовательского характера.

Проблемы творческого и исследовательского характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатике, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс. Преемственность в формировании универсальных учебных действий по ступеням общего образования. Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному, от основного образования к среднему.

На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика физической, психологической, педагогической готовности учащихся к обучению на следующей ступени. В ходе стартовой диагностики определяются основные проблемы, характерные для большинства учащихся, и в соответствии с особенностями уровня образования проектируется система работы по преемственности на определенный период.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет - принятия педагогическим коллективом единых ценностных основ образования, в частности - ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться. Основой преемственности различных уровней образовательной системы является ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Навигация

thoughts on “Формирование навыков в начальной школе ”

  1. Разместил на своем народовском сайте ссылку на этот пост. Думаю, многим будет интересно!

    Ответить
  2. Креатив в любом деле это хорошо но в последнее время подход становится все более узколобым

    Ответить

Leave a Comment